44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки — Бухонлайн

Что определяет закон

Закон о закупках – объемный акт с большим количеством терминов, в него регулярно вносятся изменения. Но его содержание нужно знать любому поставщику, потому что он определяет:

  • порядок выбора поставщиков;
  • процедуры проведения всех видов закупок;
  • процесс заключения, исполнения, расторжения контрактов.

Сфера охвата 44-ФЗ гораздо шире, но именно эти три пункта являются основополагающими как для поставщиков, так и для заказчиков.

От них зависит, найдут ли обе стороны контрагентов для своей организации, с которым может сложиться длительное сотрудничество, приносящее компании прибыль и успех, либо убыток и крах. Знать, что делать в обоих случаях крайне важно.

Чтобы вы не упустили никаких изменений и не запутались в юридических терминах, мы максимально упростили всю информацию и переписали ее простыми словамидля новичков.

Если вы не хотите разбираться в юридических тонкостях или у вас нет на это времени — обращайтесь к нам. Мы обучим работе по 44 закону или поможем с участием в закупках. Оказываем полный спектр услуг по госзакупкам от А до Я, включая подготовку документов для участия в тендере, сопровождение подписания контракта.

Банковская гарантия

Что такое банковская гарантия? Это способ обеспечения обязательств, при котором банк обязуется выплатить сумму обеспечения, если возникнут каких-либо проблемы с исполнением подрядчиком своих обязательств.

Но гарантия должна быть безотзывной, чтобы сумма из БГ безоговорочно была переведена заказчику после срыва контракта.

Перечень банков, которые могут выдать гарантию, можно посмотреть на сайте Минфина, он постоянно меняется. Установлен и размер неустойки, по 44-ФЗ он составляет 0,1% от суммы НМЦК.

В сфере
строительства

С 8.01.2020 года вступили в действие изменения в области
закупок в сфере строительства и реконструкции капитальных объектов.

В новой редакции ч. 2 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ Правительством
установлены объемы и виды строительно-ремонтных работ, которые подрядчик должен
выполнять самостоятельно, не привлекая сторонние организации за исключением
дочерних. Отменены типовые контракты на проведение проектно-изыскательных и
строительных работ.

Из сферы деятельности закона о государственных закупках
выведены сделки, связанные с соглашениями об установлении сервитута в случаях,
предусмотренных земельным законодательством.

Вопросы и ответы

В реестре банковских гарантий отображаются банковские гарантии, размещенные до 30 июня 2021 года включительно. Банковские гарантии, размещенные с 1 июля 2021 года, в том числе уже размещенные до 1 июля 2021 года банковские гарантии, в сведения о которых были внесены изменения и размещены с 1 июля 2021 года, не отображаются на официальном сайте ЕИС. Для таких банковских гарантий не осуществляется поиск, не отображаются в результатах поиска реестровые записи, по прямой ссылке не открываются карточки.

Переход в реестр банковских гарантий возможен при нажатии на баннеры «Заказчикам», «Поставщикам», а также на ссылку «Все разделы». Далее раздел «Дополнительная информация» и пункт «Реестр банковских гарантий (44-ФЗ)». Для быстрого поиска по реестру в соответствии с подсказкой введите полностью или часть номера реестровой записи, наименования банка, наименования поставщика, номера извещения об осуществлении закупки, реестрового номера контракта или идентификационного кода закупки. Для расширенного поиска по реестру банковских гарантий нажмите на гиперссылку «Расширенный поиск». Если необходимо изменить параметры поиска на странице с его результатами, нажмите на кнопку «Изменить параметры поиска».

§

Для перехода в раздел «Сведения из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и реестра недобросовестных подрядных организаций» необходимо нажать на «Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, подрядных организаций» (44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ-615), расположенный в разделе «Контроль и аудит» блока «Все разделы» в горизонтальном меню официального сайта ЕИС. В верхней части страницы расположена форма быстрого поиска. В поисковую строку введите полностью или часть:

•  наименования (Ф.И.О.) недобросовестного поставщика (подрядной организации);

•  ИНН (аналога ИНН);

•  идентификационного кода закупки (ИКЗ);

•  ИНН учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица.

При необходимости установите параметры отбора данных в блоке уточняющих параметров поиска. Для доступа к функции расширенного поиска следует нажать на гиперссылку «Расширенный поиск». Заполнив необходимые поля, нажмите на кнопку «Найти». Результаты поиска отобразятся в центральной части страницы.

Где осуществляются закупки

В соответствии с 44-ФЗ о госзакупках, тендеры проводятся на восьми официальных ЭТП.

Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС — единой информационной системе.

Удобная альтернатива ЕИС – система Тендерплан. Попробуйте БЕСПЛАТНО на 2 недели

Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков, в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеровпо 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.

Полезно:

Официальный сайт ЕИС

Подробная инструкция по регистрации на ЕИС

Госзакупка и изменения 2020 года

Изменения в закон о госзакупках вносят регулярно.
Нововведения на 2020 год были опубликованы 27.12.2021. Новый федеральный закон
№449-ФЗ содержит большое количество изменений, поэтому поставщикам и заказчикам
нужно внимательно с ними ознакомиться, чтобы не допускать нарушений.

Единая информационная система в сфере закупок

  Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.   Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2021 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2021 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.

Закрытый конкурс

Заказчик сам приглашает участников в закрытый конкурс, поэтому он доступен только избранному кругу поставщиков.

Это связано с необходимостью ограничения доступа к информации, содержащей коммерческую, государственную тайну, товарам с особой ценностью (редкие камни и металлы, рукописи, архивные документы) или особые услуги для представителей судебно-правоохранительной системы и государственных чиновников.

Если подрядчик соответствует заявленным требованиям — он запрашивает получение конкурсной документации и только после этого знакомится с особенностями проекта, и принимает решение, подавать заявку или нет.

Сторон закрытого конкурса обязательно проверяет ФАС.

Закупка у единственного поставщика (исполнителя)

Одним из способов госзакупок является быстрое приобретение
товаров или услуг без проведения конкурентных торгов. Изменения в законе №
44-ФЗ действуют с 8.01.2020.

  1. Новая редакция п. 32 ч. 1
    ст. 93 в список объектов недвижимого имущества включает земельные участки. Это
    означает, что теперь можно заключать контракты на аренду участков земли без
    проведения конкурса поставщиков.
  2. Изменения в п. 23 ч. 1
    ст. 93 разрешают заказчику заключать контракт с единственным исполнителем, если
    требуются услуги по техническому и эксплуатационному контролю и обслуживанию
    здания, по ремонту и содержанию общего имущества в нежилых помещениях, принадлежащих
    заказчику.

Обязательное условие для заключения договора на обслуживание
здания с единственным исполнителем – он уже оказывает услуги другим лицам,
которые пользуются этим же помещением.

Предлагаем ознакомиться  Отчет об уровне достаточности капитала для покрытия рисков (публикуемая форма) на 01.01.2020 г. | Банк России

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 3 млн руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Запрос предложений

Часто, если аукцион не состоялся или проводится повторный конкурс, заказчик прибегает к запросу предложений, поскольку не смог выбрать подходящее среди тех, которые поступили на аукционе, либо конкурсе.

Он сам обращается к исполнителям с просьбой прислать стоимость и другие сведения.

Как проводятся закупки

Обновленный закон о госзаказе предусматривает только электронные закупкипо всем видам тендеров. Исключение — некоторые закрытые аукционы.

Подробная схема торгов:

  • Заказчик составляет план-график;
  • Определяет вид тендера;
  • Определяет начальную максимальную цену контракта (далее — НМЦК);
  • Размещает информацию о предстоящих торгах;
  • Размещает сам тендер;
  • Стороны подписывают соглашение;
  • Заказчик определяет поставщика;
  • Заказчикпринимает выполненный заказ, по результатам составляется отчет.

Все этапы очень важны, поставщик сталкивается с множеством тонкостей и особенностей на каждом из них, поэтому рассмотрим их подробнее.

Как проходит оплата поставщикам

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Какие бывают тендеры

Заказчик имеет право делать заказы единственному поставщику или выбрать конкурентный способ определения поставщика по ст. 24 44-ФЗ.

Какие закупки регулирует 44-фз?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Какие сферы вне закона 44-фз

Принимать участие в тендерах по 44-ФЗ не могут:

  • международные финансовые организации;
  • компании или лица, оказывающие услуги в области юридической защиты судей, чиновников, других должностных лиц.

Нельзя закупать в рамках этого закона:

  • драгоценные металлы и камни для пополнения Госфонда;
  • неоплачиваемую помощь юридической защиты;
  • услуги избирательной комиссии.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • «Сбербанк-АСТ»,
  • «РТС-тендер»,
  • «Росэлторг»,
  • НЭП,
  • ZakazRF,
  • Lot-online,
  • ТЭК-Торг,
  • ЭТП ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Электронная подпись
Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Контроль в закупках

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион.

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

Контроль
закупок

Государственные органы осуществляют обязательный контроль
закупок, проводимых на бюджетные средства. С начала 2020 года предусмотрены
следующие изменения:

  • муниципальный контроль осуществляется в порядке, установленном
    бюджетным законодательством;
  • существенно расширены полномочия Федерального казначейства по
    проведению проверок.

27.12.2021 были изменены Правила ведения Реестра
недобросовестных поставщиков (РНП). Теперь сведения о поставщике могут быть
исключены из РНП на основании решения суда, признавшего недействительным
решение уполномоченного органа о внесении в Реестр.

Кто может быть участником тендера

Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик — это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.

Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

Если вы не знаете законодательство о госзакупках в совершенстве, только пришли в эту сферу и хотите перестраховаться от риска попасть в РНП — лучше воспользоваться услугами профессионалов, чем выбыть из сферы госзакупок и потерять прибыльные контракты! Обращайтесь, чтобы задать любые интересующие вопросы.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

Национальный
режим закупок

С начала этого года Минпромторг РФ обязан вести в электронном
виде Единый реестр радиоэлектронной продукции российского производства.
Установлен запрет на использование систем хранения иностранного производства.
На практике это означает, что участник должен предоставить сведения о нахождении
оборудования в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции.

Постановлением Правительства от 14.12.2021 № 1675 с
25.12.2021 расширен список исключений из запрета на отдельные виды товаров из
отрасли машиностроения. Заказчикам разрешено закупать автотранспортные средства
иностранного производства, если:

  • они соответствуют требованиям к продукции, нужной для обеспечения
    работы муниципальных или государственных предприятий;
  • выпускаются производителями, осуществляющими поставку деталей,
    узлов и агрегатов для сборки транспортных средств на предприятиях на территории
    РФ.

Поставки могут осуществляться при условии соблюдения
соглашений, заключенных с Минэкономразвития России.

Обеспечение заявки

Чтобы участвовать в тендере подрядчику необходимо внести средства для обеспечения заявки. Это своеобразная гарантия выполнения исполнителем взятых на себя обязательств и свидетельство того, что у подрядчика есть средства для выполнения заказа.

Если исполнитель отказывается от заключения договора — сумма переводится заказчику в качестве компенсации, а поставщика включают в РНП, в соответствии со ст. 104 ч. 2.

Обеспечить заявку можно двумя способами: денежными средствами (перевод суммы на спецсчет) или банковской гарантией.

Участники закупок могут выбрать конкретный способ по своему усмотрению. Но спецсчет нужно открывать обязательно, без него не подать заявку. Подробно о том, что такое спецсчет и для чего он нужен.

Общественные
слушания

С 1 января 2020 года были внесен и ряд других изменений в
Закон № 44-ФЗ. Введены новые правила обязательного общественного обсуждения
государственных закупок. Они упрощают порядок их проведения:

  • общественное обсуждение автоматически начинается с момента
    размещения в ЕИС плана-графика закупки;
  • процедура проводится в один этап;
  • не требуется проведение очных публичных слушаний.

Кроме того, в правилах четко определены критерии, когда
общественные обсуждения не проводятся:

  • максимальная цена контракта менее 1 млрд рублей, а при проведении
    работ по строительству, реконструкции или сносу капитального объекта – менее 2
    млрд;
  • при использовании закрытого способа определения подрядчиков
    (исполнителей);
  • при исполнении контрактов в рамках оборонного государственного
    заказа;
  • если тендер проводится повторно;
  • если конкурс, проведенный ранее в отношении того же объекта, был
    признан несостоявшимся.
Предлагаем ознакомиться  Что такое публичная форма собственности согласно ГК РФ? | novocom.org

Определение нмцк

Максимальную стоимость, с которой будут начинаться торги по принципу обратного аукциона, определяет заказчик. Принципы, на основе которых устанавливается цена, тоже диктует 44-ФЗ (ст. 22).

Заказчик определяет цену:

  • путем анализа рыночных цен;
  • с помощью нормативного метода (по нормам затрат), который устанавливает ст.19 44-ФЗ;
  • по тарифному методу, применяется для услуг в сфере ЖКХ, электросвязи, интернета;
  • по проекту или смете, используется для строительных услуг, в реконструкции, капремонте и т.п.;
  • с помощью затратного метода, если нельзя использовать никакой другой.

Можно использовать как один, так и несколько методов в совокупности. После того, как определена НМЦК, поставщики будут ее снижать. Но это не означает, что победит предложение с минимальной ценой.

Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры. Если цена снижается больше, чем на 25% от НМЦК, поставщик должен предоставить гарантии, либо подтверждение качества своей продукции или работ сведениями по предыдущим 3-м сделкам из реестра закупок, показать отсутствие по ним штрафов и пеней.

А если за последние 12 месяцев контрактов не было — нужно будет подготовить данные по 4-м предыдущим сделкам за предшествующие 2 года.

Открытый двухэтапный конкурс

  1. На первом этапе подрядчики подают заявку без стоимости;
  2. Заказчик оценивает опыт, квалификацию, качество услуг и отсеивает неподходящие предложения;
  3. Среди оставшихся проводится второй этап, на котором исполнители рассматриваются по цене.

Чаще всего такие конкурсы организовываются среди строительных, проектных организаций, а также компаний, работающих в сфере науки, инноваций и высоких технологий. 

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Банковская гарантия
Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в онлайн‑режиме

Открытый конкурс с ограниченным участием

Такой тип закупок необходим для услуг, утвержденных постановлением правительства №99 от 4 февраля 2021 года. Ограничения связаны с требуемой узкой квалификацией поставщика.

Такие закупки касаются совершенно разных сфер, от реставрационной деятельности и транспортных перевозок до высоких технологий и проектов в сфере атомной энергетики.

К подрядчику в таком случае предъявляются дополнительные требования:

  • достаточное количество ресурсов (финансовых и технических) для выполнения заказа;
  • опыт реализации подобных проектов;
  • достаточный уровень квалификации работников;
  • право собственности на необходимое оснащение.

Перевод суммы на спецсчет

Оформляя закупку, заказчик указывает размер обеспечения заявки и условия, на которых оно принимается.

Важно! Рекомендуем переводить средства заранее и прикрепить подтверждение перевода к документам на участие. Иначе если средства не поступят до рассмотрения заказчиком заявок — обеспечение сочтется не внесенным.

Размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% от НМЦК (ст. 44 44-ФЗ):

  • 0,5%-1% от НМЦК при НМЦК до 20 млн. рублей;
  • 0,5%-5% от НМЦК, если НМЦК больше 20 млн. рублей.

Планирование

Раньше для планирования закупок заказчик использовал планы, а на их основе готовил планы-графики. Новая редакция закона их упраздняет, теперь планирование осуществляется заказчиком только по планам-графикам закупок.

Между этими документами есть ключевые отличие: план-график допустимо менять, дополнять и расширять при необходимости. Это своеобразная гарантия для исполнителя серьезности намерений заказчика.

Что это за документ и для чего о нем нужно знать поставщику? План-график представляет собой список запланированных заказчиком закупок, отраженный в схемах и таблицах.

Из плана-графика поставщик может узнать:

  • что именно планируется закупить;
  • требования к исполнителям;
  • способ закупки;
  • НМЦК;
  • условия для участия;
  • сроки;
  • обеспечение контракта;
  • критерии оценки результата.

Следующим шагом нужно определить начальную цену и разместить извещение.

Поправки в
закон № 44-фз, которые вступают в силу с 1 апреля 2020

Часть поправок вступает в силу с 1 апреля 2020 года. Из ФЗ
№44 с комментариями и дополнениями 2020 года полностью исключено понятие «план
закупок». Будет устранен ступенчатый контроль из ЕИС. Планы-графики с апреля
будут проверять по двум параметрам:

  • соответствие данных об идентификационных кодах закупок (ИКЗ);
  • непревышение объемов финансового обеспечения для проведения
    закупок.

Будут внесены изменения в порядок проведения проверок
Казначейства, финансовых органов в регионах государственными внебюджетными фондами.
Органы будут контролировать:

  • не превышение объема утвержденных лимитов финансового обеспечения
    из плана-графика;
  • соответствие данных об ИКЗ.

Эти изменения зафиксированы в № 71-ФЗ от 01.05.2021. Кроме того, 17.02.2020 года было анонсирована подготовка нормативного акта, в котором будут прописаны особенные условия проведения государственных закупок в республике Крым и городе Севастополь. Подробности об изменениях пока не озвучены, но вступить в силу они должны с 1 апреля 2020 года.

Поправки к
закону № 44-фз, которые начнут действовать с 1.07.2020 года

Часть поправок к Федеральному Закону начнет действовать с
начала второго полугодия. Ожидаются следующие изменения:

  • электронные запросы котировок будут требоваться в том случае, если
    НМЦК менее 3 млн рублей;
  • исключается ограничение в 100 млн рублей для проведения процедуры;
  • время подготовки заявки будет сокращено, крайний срок подачи – 4
    рабочих дня, начиная со следующих суток с даты подачи заявки;
  • изменения в извещения вносить не разрешается, но появится
    возможность изменять запрос котировок, сделать это можно в любой момент,
    крайний срок – 1 час до времени окончания подачи заявки;
  • необходимо запрашивать документы, подтверждающие соответствие
    требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, одной декларации будет недостаточно.

Сортировать допущенные к конкурсу заявки и присваивать им
порядковые номера по мере возрастания предложенной цены будет закупочная
комиссия. Сейчас эту операцию выполняет электронная площадка. Номера необходимо
будет включать в протокол подведения итогов конкурса.

Если на конкурс подана или допущена только одна заявка от
подрядчика, то можно будет заключить с контракт с единственным поставщиком, не
продляя сроки подачи заявлений на конкурс.

Отправить на электронную площадку и в ЕИС проект контракта
необходимо будет в течение трех часов с момента публикации итогового протокола
в ЕИС. Победитель конкурса поставщиков и заказчик будут иметь в распоряжении 1
рабочий день, в течение которого они обязаны подписать и разместить контракт.
Протоколы разногласий оформлять не нужно, этот документ полностью исключен из
перечня.

Порядок проведения закупок по 44-фз

Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
  3. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
  4. Стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ.

Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки (далее — ЭТП), контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Порядок
планирования и проведения закупок

ПП РФ от 30.09.2021 года была отменена принятая ранее
двухуровневая система планирования закупок. Начиная с 2020 года, при
планировании используется новая схема – план-график. Формируется он в
электронном виде, при необходимости может быть изменен в любое время, но не
позднее, чем за 24 часа до начала закупки.

Предлагаем ознакомиться  "МР 2.4.5.0107-15. 2.4.5. Гигиена. Гигиена детей и подростков. Детское питание. Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах. Методические рекомендации"(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2015)

С 1.01.2020 постановлением Правительства увеличен минимальный
объем закупок, которые осуществляются у субъектов среднего и малого бизнеса
(СМСП). Общий объект закупок у СМСП составляет не менее 20%.

Публикация извещения о тендере

На этом этапе заказчик размещает извещение в ЕИС. Оно содержит правила определения поставщика и ключевую информацию о тендере:

  • контактные данные заказчика и его должностного лица, представляющего организацию в торгах;
  • основные условия договора, что и куда нужно поставить, какую услугу оказать или работу выполнить, сроки, этапы, место доставки

Заказчик указывает источник финансирования и цену, тут вариантов несколько: это может быть НМЦК, либо примерное значение цены, или формула, по которой она рассчитывается.

Извещение включает в себя:

  • способ выбора исполнителя, подрядчика;
  • время, место и способ принятия заявок;
  • идентификационный код тендера, а если закупка осуществляется по ч.ч.5,6 ст. 15 44-ФЗ, то к извещению необходимо приложить копию договора;
  • ограничения для некоторых поставщиков, если такие предусмотрены;
  • сумма обеспечения заявки для внесения на спецсчет или банковской гарантии;
  • привилегии для поставщиков, если тендер осуществляется по статьям 28, 29 44-ФЗ;
  • условия для иностранных поставщиков и ограничения, если они установлены;
  • сведения по оборонному заказу.

Разрешение спорных моментов

По результатам выигранного тендера исполнитель может обнаружить не соответствующую заявленной изначально информацию: другая цена, объем, сроки и др. Ему нужно в течение 5 дней со дня оглашения результатов закупок отправить заказчику протокол разногласий.

Помните, что протокол разногласий многие поставщики используют для того, чтобы умышленно растягивать время перед подписанием контракта. Это необходимо им, чтобы успеть получить банковскую гарантию или для других целей.

Для опытного заказчика такие манипуляции очевидны. Если это и пройдет в этот раз, то при следующих закупках он к вам вряд ли обратится. Позаботьтесь обо всем заранее, а если времени всё же не хватает — обращайтесь к нам! Заказчик рассматривает протокол на протяжении 3-х дней.

Расторжение соглашения

Если возникли разногласия после заключения договора и их урегулировать не удалось — возможно расторжение контракта (ст. 95 44-ФЗ):

  • по обоюдному согласию сторон;
  • в соответствии с решением суда;
  • одностороннего отказа (при наличии оснований).

Регистрация в
еис

С 1 января 2020 года поставщики обязаны зарегистрироваться в
ЕИС в сфере закупок. Без регистрации и внесения в Единый реестр участников
закупок подрядчики не могут принимать участия в электронных процедурах торгов.

Зарегистрироваться и принимать участие в закупках могут
субъекты среднего и малого бизнеса, а также ИП.

Доступ к функционалам ЕИС получают только участники, имеющие
сертификаты ключей проверки электронных подписей по ГОСТ Р 34.10-2021.
Сертификаты ключей по ГОСТ Р 34.10-2001 с января 2020 года являются
недействительными.

Система
«независимый регистратор»

С начала 2020 года все действия, а равно и бездействие
участников контрактной системы в системе государственных закупок, проводимые
через ЕИС, фиксируются в системе «Независимый регистратор».

ГИС «Независимый регистратор» работает автономно,
вмешательство участников контрактных механизмов в функционал этой системы
категорически исключается. ГИС «Независимый регистратор» использует
видеофиксацию путем использования специального программного модуля. Цель ее
создания – обеспечение прав и законных интересов участников торгов.

Срок оплаты
договоров

ПП № 1205 от 18.09.2021 сокращает срок оплаты договоров,
заключенных с участниками системы государственных закупок. С 1.01.2020 года
заказчик обязан оплатить указанную в контракте сумму в течение 15 рабочих дней.

Структура и редакции 44-фз

Закон 44-ФЗ принят в 2021 году, а начал работать с января 2021 года.

Последняя редакция с изменениями вступила в силу 1 июля 2020 года, но некоторые поправки начнут действовать только с 1 января 2021 года.

ФЗ 44 о закупкахРанее действовала последняя редакция 2021 годас изменениями, вступившими в силу с 01.01.2020, именно по ней проводились закупки в 1 половине 2020 года — до июля. Теперь работает последняя редакция 2020 года, но до начала 2021 года правила могут вновь поменяться.

В полной версии 44-ФЗ “О контрактной системе” более ста статей, разделенных на главы.

Субсидии
регионам из федерального бюджета

Согласно ПП № 1803 от 24.12.2021 с 1 января 2020 года
вступают в силу поправки в реализацию федерального бюджета. Новым является
механизм регулирования суммы субсидий регионам. Чем выше экономия при
заключении регионом контрактов за счет федеральных средств, тем меньше будет
размер субсидии.

Регионы должны будут отчитываться перед Министерством
финансов 4 раза в год. Сэкономленные средства будут изыматься и направляться
для помощи другим субъектам.

Электронный аукцион

По статистике более 60% тендеров проводятся в формате электронного аукциона.

Важный этап — заполнение документации об электронном аукционе, поскольку фактически, она с приложениями содержит всю информацию о нем и состоит из общей информации и документов закупки с приложениями: смета, экспертиза, дефектная ведомость, информационная карта с извещением и др.

Проведение электронного аукциона установлено ст. 68 44-ФЗ.

Основные этапы:

  1. Заявка поставщика разделена на две части. Первая часть анонимна, а вторая — персонализирована;
  2. Заказчик изучает первые части, не зная какие компании их направили;
  3. Затем, либо допускает поставщиков к аукциону, либо отклоняет заявки;
  4. Допущенные кандидаты делают ставки на понижение, побеждает участник с минимальной ценой;
  5. После этого заказчик проверяет вторую часть заявки, она содержит лицензии, документы организации;
  6. Если заказчик отклонил победителя на этапе рассмотрения второй части — побеждает участник, который занял второе место;
  7. Госзаказчик подписывает с ним контракт.

Выводы

Закон 44-ФЗ — масштабный нормативно-правовой акт (более 250 страниц), рассмотреть который в рамках одной статьи очень сложно. Мы постарались кратко осветить основные моменты этого закона, рассказать просто о сложном — для «чайников».

Если у вас остались вопросы, вы можете пройти у нас обучение по 44-ФЗ или заказать сопровождение торгов. В этом случае вам ни о чем не придется волноваться — мы проведем процедуру в полном соответствии с 44-ФЗ и гарантируем допуск вашей заявки на торги.

Сроки заключения договоров

Нарушение сроков и иных важных условий 44-ФЗ влечет привлечение к ответственности и занесение информации о предприятии, либо ИП в реестр недобросовестных контрагентов: поставщиков (РНП).

Закон регламентирует следующие сроки:

  • размещение проекта договора заказчиком в течение 5 дней;
  • по итогам электронной закупки нужно подписать договор на протяжении 5 дней;
  • подписанные договор публикуется заказчиком в срок до 3 дней;
  • при запросах котировок и предложений итоговые сроки плавающие — от 7 дней;
  • при открытых аукционах и конкурсах — от 10 дней.

Сроки указаны без учета выходных дней. Важно учитывать:

  • если поставщик предоставил не всю документацию заказчику, то это может рассматриваться, как уклонение от заключения соглашения.  В такой ситуации заказчик имеет право взыскать расходы на тендер через суд;
  • если победитель передумал подписывать договор или нарушил сроки, то заказчик обращается к исполнителю, который занял второе место. Такой отказ не предусматривает никаких санкций. Конкурс объявляется несостоявшимся.

После заключения контракта наступает непосредственно сам процесс реализации заказа. Когда работы выполнены — осталось дождаться приемки. Исполнитель оповещает заказчика о завершении работ, а он составляет отчет.

По результатам он передает подрядчику акт выполненных работ, накладную или обоснованный отказ. Исполнитель может его оспорить.

Заключение контракта

Согласно статье 34 44-ФЗ, договор содержит:

  • предмет договора — это описание объекта закупкипо 44-ФЗ
  • стоимость;
  • форма договора;
  • способ оплаты и приема результата;
  • права и обязанности участников;
  • их ответственность.

Цена объекта закупки остается неизменной в течение всего срока реализации контракта.

Менять его условия можно, согласно ст. 95 44-ФЗ, но в следующих случаях:

  1. НМЦК снижена единственным поставщиком при прежнем объеме продукции или услуг;
  2. Увеличен или уменьшен объем закупки — до 10%;
  3. Изменились условия финансирования;
  4. Исполнитель предлагает услуги или продукцию более высокого качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *