Акт передачи предметов из фондов… из акт передачи, образец заполнения актов

I. основные положения

1.1. Настоящие Единые правила организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации (далее — Единые правила), разработаны в целях упорядочения деятельности музеев Российской Федерации, созданных в соответствии с Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 22, ст. 2591;

2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 27, ст. 3213; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616), соблюдения положений о Музейном фонде Российской Федерации и Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года № 179 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 8, ст.

949, 2002, № 20, ст. 1859) и реализации полномочий Министерства культуры Российской Федерации, установленных в соответствии с пунктами 5.2.4, 5.2.5 и 5.8.1 Положения «О Министерстве культуры Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2009 года № 406 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2583; 2008, № 42, ст. 4825; 2008, № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; 2009, № 6, ст. 738; 2009, № 25, ст. 3063).

1.2. Основу музейных фондов составляют движимые памятники истории и культуры, содержащие ценность с точки зрения науки, истории и культуры (культурную ценность), выявленные и собранные в процессе формирования фондов, осуществляемого на основе концепции комплектования каждого конкретного музея, в том числе:

обнаруженные на территории Российской Федерации (клады и находки);

приобретенные в историко-бытовых, тематических, этнографических, археологических и естественнонаучных экспедициях;

приобретенные в результате добровольных обменов, даров, завещаний, пожертвований и т.п.;

обращенные в установленном порядке в доход государства;

приобретенные в антикварных салонах, магазинах и другим законным путем, на территории Российской Федерации и за рубежом;

находящиеся в собственности юридических и физических лиц (в соответствии с главой IV Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации музеях Российской Федерации»).

1.3. Собранные предметы подлежат экспертизе в целях определения их историко-культурной, художественной и научной ценности.

Подлежащие экспертизе предметы образуют фонд временного хранения и учитываются в порядке, определенном разделом 13 Единых правил.

Экспертиза производится на основе комплексной атрибуции, основными принципами которой является установление:

авторства, темы, сюжета, стилистических особенностей, информативности (для произведений изобразительного искусства, архивных документов);

времени, места создания и бытования;

видовой принадлежности (для естественнонаучных коллекций);

материала и способа изготовления (ручной, механический, литье, ковка, чеканка, живопись, рукопись, печать и т.д.);

размера, цвета, формы, устройства;

массы драгоценных металлов и драгоценных камней;

социальной и этнической принадлежности;

принадлежности конкретному лицу (мемориальность);

типологических признаков путем сопоставления с аналогиями;

состояния сохранности.

Экспертное заключение оформляется в письменной форме и подписывается всеми лицами, проводившими экспертизу.

1.4. Экспертизу предметов, обращенных в установленном порядке в доход государства, в том числе изъятого и конфискованного оружия и патронов к нему, реплик (копий) оружия и патронов к нему, экспертизу предметов, заявленных собственниками (юридическими и физическими лицами) для включения в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также экспертизу музыкальных инструментов и смычков из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов проводит или организует Министерство культуры Российской Федерации.

1.5. Состав экспертной комиссии по отнесению инструментов Госколлекции к категории с особой историко-культурной, художественной и мемориальной значимостью и перечень (список) таких инструментов утверждается Министерством культуры Российской Федерации.

Дополнения в перечень инструментов с ограниченным сроком использования вносятся на основании заключения экспертной комиссии и утверждаются Министерством культуры Российской Федерации.

1.6. Экспертизу предметов, собранных государственным или муниципальным музеем, осуществляет экспертная фондово-закупочная комиссия (далее — ЭФЗК) — постоянно действующий совещательный орган при дирекции музея, функционирующий в соответствии с Положением, утверждаемым в порядке, предусмотренным уставом музея.

Заседания ЭФЗК проводятся в соответствии с годовым планом работы музея, но не реже одного раза в квартал.

1.7. В состав ЭФЗК входят руководители структурных подразделений, в том числе филиалов, а также отдельные высококвалифицированные сотрудники музея либо отдельные эксперты, наделенные соответствующими правами приказом Министерства культуры Российской Федерации.

В качестве экспертов к участию в работе ЭФЗК могут привлекаться специалисты других музеев, органов архивной службы, научных учреждений и организаций.

Председателем ЭФЗК может быть главный хранитель или заместитель директора по научной работе, секретарем — опытный научный сотрудник.

1.8. Решения, принятые ЭФЗК, считаются правомочными при участии в заседании не менее 2/3 ее состава. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов ЭФЗК. При разделении голосов поровну решение принимает председатель ЭФЗК.

Особое мнение членов ЭФЗК, выраженное в письменной форме, приобщается к протоколу ЭФЗК.

1.9. Основными функциями ЭФЗК являются:

экспертиза историко-культурного, художественного и научного значения собранных предметов;

принятие решения о включении (не включении) прошедших экспертизу предметов в фонды музея;

определение права собственности на музейные предметы (федеральная, субъекта Российской Федерации, муниципальная).

оценка их стоимости в случае закупки;

отнесение подлежащего приему в фонды музея предмета к той или иной фондовой коллекции;

систематизация фондов музея по фондовым коллекциям и установление их шифров;

определение дополнительных сроков регистрации музейных предметов в книгах поступлений при единовременном поступлении их в большом объеме (археология, нумизматика, архивные документы, геологические, палеонтологические, ботанические, зоологические и другие образцы), когда регистрация указанных поступлений не может быть проведена в сроки, установленные Едиными правилами;

согласование внутримузейных нормативных документов по вопросам учетно-хранительской работы;

подготовка заключений о возможности (невозможности) выдачи музейных предметов в постоянное и временное пользование, их обмена или списания;

определение страховых оценок музейных предметов, выдаваемых во временное пользование, в том числе на зарубежные выставки;

рассмотрение и утверждение актов проверок наличия музейных предметов и музейных коллекций;

утверждение изменений в описании музейных предметов по результатам новой атрибуции, реставрации, научных исследований и другим причинам;

принятие решений о переводе музейных предметов из одной фондовой коллекции в другую;

принятие решений о замене (переписке) учетной документации.

1.10. ЭФЗК в пределах своей компетенции:

информирует руководство музея по вопросам, относящимся к ее компетенции;

заслушивает и дает рекомендации руководителям структурных подразделений и отдельным сотрудникам музея по вопросам учетно-хранительской деятельности и обеспечения сохранности музейных предметов и музейных коллекций;

запрашивает от руководителей структурных подразделений и отдельных сотрудников письменные объяснения о причинах утраты, порчи и разрушения музейных предметов;

вносит предложения и запрашивает дополнительные заключения, необходимые для проведения экспертизы музейных предметов и музейных коллекций;

возвращает на доработку некачественно и небрежно подготовленные к заседанию ЭФЗК документы.

1.11. Руководители структурных подразделений музея представляют секретарю ЭФЗК все необходимые материалы и предложения для включения в повестку дня очередного заседания ЭФЗК, не позднее чем за 10 дней до назначенной даты заседания.

1.12. Заключение (решение) ЭФЗК оформляется протоколом, в котором указываются фамилия, имя, отчество, должности всех присутствовавших на заседании членов комиссии и приглашенных лиц, повестка дня, аргументированное обоснование принятых решений (приложение № 1).

Протокол подписывается председателем, секретарем, всеми членами, присутствовавшими на заседании, и регистрируется в журнале регистрации протоколов ЭФЗК.

Решения ЭФЗК вступают в силу после утверждения протокола директором. Подпись директора скрепляется печатью музея.

К протоколу прилагаются:

заключение специалиста (специалистов) музея о культурных ценностях, поступивших на экспертизу ЭФЗК музея (приложение № 2);

экспертное заключение сторонних специалистов (при необходимости);

заявление владельца о передаче предметов или коллекций в качестве пожертвования, на закупку или в обмен;

ксерокопия акта приема предметов на временное хранение для рассмотрения ЭФЗК;

фотографии предметов (при необходимости).

1.13. Ведение делопроизводства ЭФЗК, хранение и использование документов, ответственность за их сохранность, а также контроль за исполнением принятых решений возлагается на председателя и секретаря ЭФЗК.

1.14. Протоколы ЭФЗК со всеми приложениями являются документами постоянного (бессрочного) хранения в отделе учета музея.

1.15. Музейные предметы и музейные коллекции, прошедшие экспертизу и включенные в состав фондов музеев Российской Федерации, Музейного фонда Российской Федерации, зарегистрированные в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», подлежат постоянному хранению в музеях Российской Федерации.

1.16. Не допускается отражение музейных предметов на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся.

1.17. На основе настоящих Единых правил музей имеет право разработать свою инструкцию, в которой определяются особенности, касающиеся специфики хранения музейных предметов и музейных коллекций, а также культурных ценностей, не установленных настоящими Едиными правилами. Такая инструкция утверждается руководителем музея и согласовывается с учредителем.

1.18. Учет и хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, оружия, предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней в сфере действия настоящих Единых правил регулируются нормативными актами Федерального архивного агентства в ведении Министерства культуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Российской государственной пробирной палаты.

1.19. Единые правила рекомендованы для:

музеев Российской Федерации,

иных учреждений, осуществляющих функции по организации комплектования, учета, хранения, реставрации и использования музейных предметов и музейных коллекций,

организаций (выставочных залов, галерей и иных юридических лиц, созданных для осуществления культурных, образовательных и научных целей некоммерческого характера), осуществляющих хранение музейных предметов, музейных коллекций включенных в состав государственной и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, и иных культурных ценностей;

реставрационных учреждений и организаций, принимающих музейные предметы для проведения реставрационных работ.

1.20. Руководитель музея (далее — директор) организует создание надлежащих условий, необходимых для обеспечения полной сохранности музейных предметов, музейных коллекций, а также культурных ценностей (далее — музейных предметов), находящихся в музее, в том числе оснащении оборудованием для хранения учетной документации (сейфы или несгораемые шкафы), персональными компьютерами, программным обеспечением и т.д.

1.21. Заместитель директора по учетно-хранительской работе, главный хранитель фондов (далее — главный хранитель) наряду с директором обеспечивают сохранность музейных предметов, организацию их учета, хранения, изучения, консервации, реставрации и использования в соответствии с нормами и требованиями Единых правил.

1.22. Должность главного хранителя должна быть предусмотрена в штатном расписании каждого музея.

1.23. В музеях, где хранение музейных предметов осуществляется по отделам, заведующий отделом наряду с главным хранителем несет обеспечивает сохранность, учет, хранение, своевременную консервацию и реставрацию.

1.24. Заместитель директора по научной работе организует комплектование фондов музея музейными предметами, их инвентаризацию, научное изучение и публикацию.

При отсутствии в штатном расписании музея должности заместителя директора по научной работе, указанные функции осуществляет директор.

1.25. Заместители директора по административно-хозяйственной работе, капитальному строительству, главный инженер несут ответственность за обеспечение температурно-влажностного, биологического, светового режимов в помещениях музея, состояние санитарно-технического и электротехнического оборудования, своевременный ремонт помещений, снабжение хранителей, реставраторов и сотрудников отделов учета необходимыми материалами и оборудованием.

Предлагаем ознакомиться  Положение об использовании информационных ресурсов

1.26. Заместитель директора музея по безопасности несет ответственность за организацию охраны, антитеррористической и противопожарной защиты всех помещений и объектов музея, музейных предметов, находящихся в местах экспонирования и хранилищах, обеспечивает взаимодействие с правоохранительными органами.

При отсутствии в штатном расписании должности руководителя службы безопасности, указанные функции возлагаются на заместителя директора по административно-хозяйственной работе или другое должностное лицо в соответствии с приказом директора музея.

1.27. Должностные лица, указанные в пп.1.25. и 1.26. Единых правил, все работы по обеспечению охраны и безопасности, улучшению условий хранения музейных предметов, а также работы, исполнение которых может повлечь изменение режимов хранения и обеспечения безопасности музейных предметов, обязаны согласовывать и координировать с главным хранителем.

1.28. Обо всех случаях утраты, разрушения или серьезного повреждения музейных предметов руководители музеев, учредители музеев, а также собственники музейных предметов, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, обязаны информировать Министерство культуры Российской Федерации не позднее чем в 3-дневный срок с момента обнаружения происшествия, и незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

1.29. В течение 30 дней музей совместно с учредителем должны провести собственное служебное расследование в целях установления причин утраты, повреждения или разрушения музейных предметов и представить в Министерство культуры Российской Федерации следующие документы:

акт, фиксирующий обстоятельства утраты, повреждения или разрушения музейных предметов, составленный в день обнаружения;

заключение экспертов об историческом, научном, художественном и др. культурном значении утраченных, поврежденных или разрушенных музейных предметов;

заключение реставраторов о возможности (невозможности) реставрации поврежденных или разрушенных предметов;

фотографии музейных предметов и их описания, позволяющие идентифицировать предметы;

акты служб пожарной инспекции, технических, и др., составленные по установленной форме;

документ правоохранительного органа, подтверждающий возбуждение уголовного дела по факту утраты (хищение, кража, пожар).

1.30. При незначительном повреждении музейных предметов (разбилась одна из подвесок на люстре, распалась по старой склейке фаянсовая или фарфоровая тарелка и т.п.) проводится служебное расследование для установления причин повреждения. По результатам служебного расследования оформляются следующие документы:

акт, фиксирующий время и обстоятельства повреждения музейного предмета;

заключение реставраторов о характере повреждений и возможности их устранения;

фотографии поврежденных музейных предметов;

объяснительные записки должностных лиц, ответственных за сохранность музейных предметов.

справка о мерах, принятых по факту повреждения музейных предметов, в том числе об административном наказании должностных лиц, не обеспечивших сохранность музейных предметов.

1.31. Должностные лица, не обеспечившие сохранность музейных предметов, допустившие нарушение противопожарных правил и режима, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

. Вторая ступень учета — регистрация музейных предметов в инвентарных книгах (инвентаризация)

19.1. Вторая ступень учета — регистрация музейных предметов основного фонда в инвентарных книгах (инвентаризация).

Инвентаризация представляет собой развернутое описание визуальных характеристик предмета, позволяющее идентифицировать предмет и индивидуализировать его в ряду аналогичных ему предметов.

На данной ступени учета научное изучение музейного предмета не предусматривается.

19.2 Регистрация музейных предметов в инвентарных книгах производится ответственным хранителем после составления паспорта музейного предмета в который вносятся сведения, соответствующие данным первой ступени учета, а также дается развернутое описание визуальных характеристик предмета и подробное описание состояние сохранности.

В дальнейшем в паспорте музейного предмета последовательно фиксируются результаты научного изучения, реставрации и использования музейного предмета (приложение 27).

Музей вправе самостоятельно определить форму паспорта с учетом особенностей конкретного вида музейного предмета.

Паспорт подписывается лицом, составившим описание, визируется главным хранителем, утверждается заместителем директора по научной работе.

При отсутствии в музее должности заместителя директора по научной работе паспорт утверждается директором.

19.3. Регистрация музейных предметов в инвентарных книгах должна быть осуществлена в срок не более 3 месяцев с момента их приема на ответственное хранение.

19.4. Инвентарные книги ведутся по фондовым коллекциям в соответствии с систематизацией основного фонда музея и в зависимости от количественного состава каждой коллекции.

Шифры фондовых коллекций, а также формы паспортов музейных предметов утверждаются ЭФЗК музея

19.5. В музеях с большим объемом и разнообразным составом фондов, как правило, выделяются следующие фондовые коллекции:

живопись масляная;

древнерусская живопись (иконопись);

графика оригинальная (рисунки в различной технике);

графика печатная (гравюры и литографии, плакаты и т.п.);

скульптура;

инсталляции;

архитектурные детали и фрагменты;

предметы из керамики и стекла;

предметы из металла;

мебель и предметы из дерева;

одежда и ткани;

оружие холодное и огнестрельное;

предметы из камня и кости;

предметы нумизматики;

предметы археологии;

предметы этнографии;

мемориальные комплексы;

музыкальные инструменты;

предметы науки и техники;

естественнонаучные коллекции;

рукописные и печатные документы;

редкая книга;

кино-фото-фонодокументы, (негативы, даггеротипы, фотоотпечатки, слайды, фотоальбомы, кинофильмы, киножурналы, телесюжеты, звуковые валики, граммофонные пластинки);

электронные документы (магнитные ленты, лазерные и жесткие диски, компакт-диски, дискеты).

19.6. В музеях с небольшим собранием целесообразна систематизация фондов по основным видам искусства и видам предметов:

произведения изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура);

предметы из керамики, стекла, кости;

предметы из металла и камня;

предметы из дерева;

одежда и ткани;

предметы нумизматики;

предметы археологии;

предметы этнографии;

мемориальные комплексы;

предметы науки и техники;

рукописные и печатные документы;

редкая книга;

кино-фото-фонодокументы и документы на электронных носителях;

естественнонаучные коллекции.

19.7. Каждой фондовой коллекции присваивается определенный шифр, являющийся одновременно шифром соответствующей инвентарной книги. Например, книга для регистрации фондовой коллекции живописи может иметь шифр «Ж», древнерусской живописи — «ДРЖ», графики — «Г» (или «ГР»), скульптуры «С» (или «СК»), дерева — «Д», металла — «М», археологии — «АРХ», фотографий — «Ф» и т.д.

В музеях, фонды которых систематизированы по отделам хранения, каждой группе предметов, кроме указанных шифров, дополнительно присваивается буквенный или цифровой шифр отдела.

19.8. Инвентарная книга ведется по следующим графам (приложение № 28):

19.8.1. «Инвентарный номер».

Указывается порядковый номер регистрации, который одновременно является инвентарным номером музейного предмета.

В комплектах музейных предметов, каждый из которых имеет самостоятельное музейное значение и использоваться# отдельно (сервизы, гарнитуры мебели, комплекты одежды и церковных облачений, оружие, несессеры, часы и очки в футляре, сабля в ножнах, икона в съемном окладе, туалетные и чернильные приборы, крест с цепью, панагия с цепью и т.п.) каждый предмет регистрируется под отдельным номером, а его принадлежность к комплекту указывается в графе «описание».

Предметы, состоящие из нескольких съемных элементов, которые не могут использоваться отдельно (табакерка со съемной крышкой, чайник с крышкой, флакон с пробкой, супница с крышкой) могут регистрироваться в инвентарной книге под отдельными номерами или под одним номером, с присвоением каждому элементу цифровой дроби.

Парные предметы (туфли, створки царских врат, наручи, поножи, перчатки, погоны, венчальные венцы и свечи, серьги и т.п.) могут регистрироваться в инвентарной книге под отдельными номерами с указанием его принадлежности к комплекту в графе «описание» или под одним номером, с присвоением каждому элементу цифровой дроби.

Предметы, состоящие из основного и нескольких дополняющих элементов-принадлежностей, например, дуэльные и спортивные наборы пистолетов, а также автоматы, пулеметы с пулелейками, масленками, запасными магазинами и лентами, протирками и т.д. регистрируются в инвентарной книге под одним номером, а каждому элементу присваивается соответствующая цифровая дробь.

Отдельным деталям, смонтированным на одежде (пуговицы, монеты, обереги на этнографических костюмах), орденские знаки, вмонтированные в наградное оружие, предметы с крышками на шарнирах и т.п. дробный номер не присваивается, но в описании предмета указывается их наличие, количество и отличительные признаки.

Сброшюрованные альбомы рисунков, литографий, офортов, фотографий, образцов тканей и т.п. регистрируются под одним инвентарным номером с присвоением каждому листу и фотографии, вложенной в прорезь, соответствующей дроби. При этом в описании указывается количество листов в альбоме с изображениями, количество пустых или отсутствующих листов или «гнезд» для фотографий.

Если на листе несколько рисунков, наклеенных фотографий или образцов тканей, каждый из них получает подробное описание без присвоения ему самостоятельного учетного обозначения.

В инсталляциях, состоящих из авторских произведений (живопись, графика, скульптура и т.п.) каждому входящему в инсталляцию произведению присваивается самостоятельный инвентарный номер, а в описании указывается, к какой инсталляции (комплекту) оно принадлежит.

Клады регистрируются в инвентарных книгах в полном составе по предметно, а на каждый клад составляется карточка учета клада (приложение № 29).

Порядок нумерации комплектов предметов и многосоставных предметов должен быть разработан каждым музеем и утвержден внутримузейной инструкцией.

19.8.2. «Дата регистрации. Ф.И.О. лица, производившего регистрацию».

Указывается дата регистрации предмета и должностное лицо, производившее регистрацию («19.04. 2002, Иванова А.И.»).

19.8.3 «Автор, школа, предметное слово, время и место создания, бытования, история (легенда) предмета».

Указывается фамилия, имя, отчество автора произведения, его псевдоним, прозвище (для иностранного автора — в русской и иностранной транскрипции), годы жизни и другие краткие биографические данные, известные на момент регистрации предмета.

При регистрации гравюр, офортов, литографий и других видов печатной графики необходимо указывать гравера и художника, с чьего оригинала выполнена гравюра ( если такие данные имеются).

При регистрации архитектурных чертежей указывается автор проекта и автор чертежа.

При описании наград указывается имя награжденного.

Название произведений изобразительного искусства неизвестного автора начинается с собственного авторского названия или названия, данного специалистами музея.

Название вещественного предмета начинается с предметного слова, определяющего его видовую принадлежность (ружье кремневое, ваза, кубок, тарелка, костюм женский городской, медаль настольная, прибор туалетный, пистолеты дуэльные, молоток геологический и т.п.) и соответствует названию на период его производства или бытования (шляпа «капелюх).

При регистрации оружия после его названия в скобках дополнительно указывается штатное название образца, использовавшегося или используемого в официальных документах военного ведомства, например, «Автомат советский системы Калашникова АК-47 калибра 7,62 мм (7.62 мм автомат Калашникова АК).

Для биологических объектов или их частей приводится видовое название на латинском языке. Если видовое название на русском языке отсутствует, то, как основное, указывается видовое название на латинском языке.

Время создания и бытования предмета указывается точными либо примерными датами, либо отрезком времени, при отсутствии точных данных возможно употребление уточняющих слов «ранее», «не позднее» и т.п..

При описании места создания, производства или бытования предмета точно или примерно указываются страна, область, район, (губерния, уезд), город, деревня, а также полное название государственного (казенного) или частного предприятия (завода, фабрики, мастерской), кустарного промысла, действовавшее на год изготовления предмета.

В легенде предмета указываются сведения об этнической и социальной среде, в которой бытовал предмет до поступления в музей, а также о его бывшем владельце.

19.8.4. «Описание предмета».

Предлагаем ознакомиться  Программа «Земский учитель»: как получить миллион рублей за переезд, основные условия | BanksToday

Приводятся основополагающие визуальные характеристики предмета (форма, цвет, фактура и пр.) и его индивидуальные отличительные особенности (приложение — образцы описания музейных предметов).

При описании картины или скульптурного произведения дается подробное описание сюжета или скульптурной композиции.

При описании портрета конкретного лица приводятся краткие сведения о портретируемом.

Описание портретных фотографий начинается с фамилии и инициалов снятого лица, указывается тип портрета (голова, погрудный, поясной, в рост, поворот влево и т.д.).

Описание фотографий с групповым изображением начинается с общего наименования группы, а затем перечисляются входящие в нее лица, известные на момент регистрации.

Описание фотографий, воспроизводящих различные события, начинается с наименования сюжета.

При описании предмета, относящегося к вещевым источникам, указывается, является ли он цельным или составным. Описание предмета и его частей излагается в определенной последовательности. В первую очередь описываются конструкция и форма, декор, а затем следует описание отдельных составных частей. При описании конструкции предмета необходимо указывать места и способы соединения частей и деталей, их особенности.

Предметы нумизматики описываются с лицевой и оборотной стороны.

Описание предметов, в которые драгоценные металлы и драгоценные камни входят как составные части, должно содержать информацию о материале составных частей («ларец золотой прямоугольной формы с эмалевым изображением сельского пейзажа, по краям крышки 10 бриллиантов, по углам — 4 рубина» и т.п.).

Авторские подписи, клейма, марки, другие надписи с лицевой и оборотной стороны предмета следует приводить полностью на том же языке и с тем же написанием, как они существуют на предмете.

Описание рукописных и печатных книг (фондовая коллекция «Редкая книга») начинается с указания автора, при отсутствии автора — с названия книги, приводятся имеющиеся автографы, подписи, печати, штампы, экслибрисы и т.п., указываются имеющиеся изобразительные элементы (заставки, концовки, схемы, карты и т.п.), особенности внешнего оформления.

Для книги на иностранном языке приводится ее оригинальное название с переводом на русский язык.

19.8.5. «Количество».

Указывается количество предметов (арабской цифрой), числящихся под данным инвентарным номером.

19.8.6. «Материал и техника изготовления».

Указывается материал (материалы), из которого сделан предмет, и технология его обработки. Эти данные должны определяться с достаточной точностью, требующей специальных знаний, а в отдельных случаях — специального анализа и экспертиз.

19.8.7. «Размеры. Масса».

Для обмеров музейных предметов используются исключительно жесткие измерительные инструменты и приборы — линейка, металлическая рулетка, штангенциркуль, микрометр (для измерения объемных предметов).

Размеры предметов обычно указываются в сантиметрах.

Размеры предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных украшений, предметов нумизматики и других мелких изделий, рукописных и старопечатных книг, а также калибров огнестрельного оружия указываются в миллиметрах.

При записи размеров и массы (веса) предметов используются сокращенные значения без точки, принятые в Международной системе единиц (СИ):

см (сантиметры)

мм (миллиметры)

м (метры)

г (граммы)

кг (килограммы)

кар (караты)

Измерения производятся по высоте, ширине и глубине предмета:

плоскостные предметы (живопись, графика, книги, документы и др.) измеряются по высоте и ширине;

круглые и эллипсообразные — по наибольшему и наименьшему диаметрам;

объемные — по высоте, ширине и глубине.

Для произведений живописи указываются размеры по подрамнику или по доске, если предмет не подлежит раскантовке, или по величине основы, включая края холста, заходящие за подрамник.

У иконы измеряются высота, ширина и толщина.

При измерении окантованного произведения графики (с багетом или в паспарту) указывается общий размер по внешней стороне и видимой части изображения (в свету).

Аналогичным образом указываются размеры миниатюры в рамке.

Размер скульптурного произведения измеряется по высоте (от наивысшей точки до основания), ширине и глубине (наиболее отдаленным друг от друга частям). Высота скульптурного произведения (статуя) указывается вместе с постаментом (плинтом), если они составляют единое целое.

При описании костюмов указываются следующие размеры: ширина плеч или пояса и длина.

Размер книги, в том числе в переплете, указывается по высоте, ширине и толщине.

Для музейных предметов фондовых коллекций «Техника», «Геология», «Биология» размеры даются по крайним точкам.

Для гербарных листов указываются размеры листа и размеры растения.

Мелкие предметы геологических, минералогических, археологических фондовых коллекций, россыпи биологических образцов (семена, плоды) подлежат измерению по общей массе (весу).

19.8.8. «Проба и масса драгоценных металлов, количество и масса драгоценных камней».

Указываются наименование, проба и масса в граммах (в лигатуре и чистоте) драгоценного металла, наименования, количество и масса драгоценных камней в каратах.

Если драгоценный металл является составной частью предмета, указывается общая масса предмета, наименование, проба и масса каждого драгоценного металла, входящего составной частью в этот предмет с указанием частей, деталей предмета.

При наличии в составе предмета драгоценных камней указывается их наименование, количество и масса в каратах.

В этот же раздел вносятся данные о массе предметов нумизматики, независимо от материала, а также образцов ценных минералов, кристаллов и геологических образцов, в том числе внеземного происхождения (метеоритов).

19.8.9. «Сохранность».

При описании состояния сохранности музейного предмета не допускаются формулировки «сохранность плохая», «хорошая» или «имеются повреждения».

Необходимо зафиксировать все дефекты предмета на момент его регистрации (прорывы, осыпи красочного слоя, трещины, вздутия, сколы, потертости, поломки, обрезы, отсутствие какой-либо части или детали предмета), указывается количество пустых гнезд от камней и прочих вставок, места и размеры значительных повреждений.

Сохранность каждой составной части предмета фиксируется отдельно.

При описании состояния сохранности произведений живописи, графики, рукописных и печатных материалов вначале фиксируется состояние сохранности лицевой стороны, а затем описывается состояние сохранности оборотной стороны.

Если видимые повреждения не выявлены, следует использовать формулировку «видимых повреждений нет».

19.8.10. «Источник и способ поступления».

Указывается от кого и когда поступил предмет и способ его поступления со ссылкой на юридические документы (экспедиция, закупка, пожертвование, обмен, номер и дата протокола ЭФЗК, акта ПП, акта ОХ).

Для археологических, этнографических предметов и предметов естественнонаучных коллекций дополнительно вносятся сведения о месте проведения раскопок, сборов, дате их проведения и руководителе работ.

19.8.11. «Учетные обозначения по главной инвентарной книге и специальным инвентарным книгам».

Учетные обозначения предмета по ГИК и специальным инвентарным книгам необходимы для установления идентификации предмета и взаимосвязи между книгами учета.

19.9.12. «Номера негативов или изображений на электронных носителях».

Номера негативов и изображений на электронных носителях служат для получения оперативной информации о наличии изображения предмета на различных носителях (негатив, слайд, дискета, диск и т.д.).

19.8.13. «Отметки о проверках наличия».

Отметки о проверках наличия проставляются с помощью специального знака (логотипа), утвержденного ЭФЗК музея.

19.8.14. «Примечание».

В раздел может быть внесена необходимая дополнительная информация по данному предмету.

19.9. Для предметов естественнонаучных коллекций допускается ведение инвентарных книг по форме, учитывающей их специфику, которая утверждается внутримузейной инструкцией.

19.10. При проведении уточнения систематизации, классификации или атрибуции музейных предметов допускается перевод их из одной инвентарной книги в другую, например, из общей инвентарной книги декоративно-прикладного искусства в инвентарные книги фондовых коллекций «мебель», «керамика, стекло» и т.п.) с изменение их инвентарных номеров и шифров.

Ранее присвоенные переводимым предметам инвентарные номера погашаются, предметы вносятся в другую инвентарную книгу и им присваивается новый инвентарный номер. Учетные обозначения по главной инвентарной книге (книге поступлений основного фонда), присвоенные таким музейным предметам, сохраняются.

Основанием для перевода музейных предметов из одной инвентарной книги в другую является решение ЭФЗК.

. Биологический режим

61.1. Сохранность музейных коллекций в значительной степени зависит от организации их защиты от биологических повреждений, вызываемых микроорганизмами (плесневые грибы, бактерии), насекомыми и грызунами.

61.2. Основная причина появления плесени — повышенная влажность. Температура влияет лишь на скорость роста грибков. Оптимальными для развития грибов являются температура 250С и влажность свыше 70%. Нельзя допускать больших перепадов температуры, так как это вызывает конденсацию влаги на поверхности предметов, что в свою очередь создает условия для развития плесени.

Плесневые грибы могут развиваться и при рекомендуемых параметрах температуры и влажности вследствие образования застойных зон в перегруженных или слабо вентилируемых хранилищах, образуются внутри шкафов и витрин, при перепадах температуры.

Благоприятную среду для развития микроорганизмов создает загрязнение поверхности предметов.

Признаки роста грибов обнаруживаются по образованию налетов, появлению пигментных пятен.

При обнаружении признаков биоповреждения музейных предметов необходимо обратиться за консультацией к микологу. Причины возникновения очагов развития грибов должны быть выявлены и устранены.

61.3. Микроскопические (плесневые) грибы повреждают самые разнообразные музейные предметы, в первую очередь, изделия, выполненные из органических материалов (живопись различных техник, бумага, ткани, кость, дерево и др.). Грибы легко разрушают природные клеи и натуральные волокна, образуют агрессивные метаболиты и оставляют трудно удаляемые пятна.

При благоприятных условиях грибы развиваются и на предметах из неорганических материалов, повреждая гипс, керамику, камень, особенно из его карбонатных пород (мрамор, известняк), так как для их роста достаточно даже незначительных загрязнений поверхности.

В коллекциях насекомых источником отсырения и появления плесени могут служить торфяные пластинки на дне коробки или ящика; в случае появления плесени в энтомологических ящиках необходимо удалить из них насекомых, тщательно просушить, а затем удалить плесень.

61.4. Главным условием предотвращения появления плесени является соблюдение рекомендуемого для музеев температурно-влажностного режима.

61.5. Музейные предметы с признаками повреждения плесневыми грибами целесообразно подвергать обработке в камерах с модифицированной атмосферой с содержанием кислорода менее 0,1% или смеси инертных газов и углекислого газа.

Обрабатывать растворами биоцидов непосредственно музейные предметы можно только в исключительных случаях. Обработку должен производить реставратор или обученный сотрудник музея на специально оборудованном рабочем месте

61.6. Изделия из ткани после просушки очищают мягкой щеткой или мягкой кистью. Все другие виды обработки могут быть поручены только опытному реставратору.

61.7. Чучела, шкуры, тушки после удаления плесени обрабатываются формалином. Формалином же обрабатываются шкафы, коробки, ящики и др., в которых хранились пострадавшие препараты.

Во всех остальных случаях применение данного препарата не допускается.

61.8. Сложная дезинфекция всех перечисленных выше музейных материалов может производиться только опытными, прошедшими соответствующий инструктаж специалистами.

Обработанные предметы для предупреждения рецидива должны быть помещены в условия нормального температурно-влажностного режима.

При обнаружении плесени пораженный предмет необходимо перенести в сухое, изолированное помещение.

61.9. В аварийных ситуациях, связанных с поступлением воды в хранилища или экспозиционные залы, для предотвращения развития грибов на пострадавших музейных предметах, их необходимо срочно эвакуировать и просушить, используя в этих целях фены, вентиляторы, фильтрованную бумагу, хлопчатобумажную ткань.

При сильном намокании предметов кроме обычных способов сушки применяют метод замораживания пострадавших предметов с последующей сушкой при низких температурах (-30 град.С) или сушкой в вакуумной камере. Эти работы производятся только специалистами.

Предлагаем ознакомиться  Причинение вреда средней тяжести при ДТП: наказание, взыскания компенсации

61.10. Музейное оборудование, в котором хранятся предметы из органических материалов, необходимо проветривать, обеспыливать и протирать растворами антисептиков.

Проветривание следует производить не реже одного раза в декаду, оставляя шкафы, сейфы, сундуки открытыми в течение нескольких часов.

При внезапном повышении относительной влажности в хранилище проветривание производить не рекомендуется.

Протирка оборудования производится чистой тряпкой, смоченной в растворе моющих средств и биоцидных составов, рекомендованных ведущими специализированными институтами для применения в музеях, например, составов на основе четвертичных аммониевых соединений (ЧАС), солей полигексаметиленгуанидина (хлориды, фосфаты, карбонаты) и др.

Антисептик применяют при влажной уборке помещения, добавляя его в воду.

У входа в хранилище желательно положить коврик, смоченный раствором антисептика. Нельзя входить в хранилище в уличной обуви, чтобы не занести споры.

61.11. Музейные коллекции часто поражаются насекомыми, из которых наиболее распространены жуки-точильщики, усачи, древогрызы, моли, кожееды, сахарные чешуйницы, жуки-притворяшки, а также комнатные мухи.

Насекомые могут повреждать изделия из самых разнообразных материалов, кроме металла, стекла и керамики.

Насекомые попадают в музеи через открытые окна и двери или вносятся с зараженными вещами.

При приобретении предметов в домах, зараженных вредителями, желательно указать в документе поступления на возможную зараженность предмета.

Хорошей приманкой для вредителей служат новые экспедиционные привозы, неочищенные кости и т.д. Такие материалы не следует держать вместе с основными коллекциями.

61.12. Каждый музей должен иметь изолятор для проверки на зараженность и дезинфекции музейных предметов.

Изолятор должен быть отапливаемым, иметь отдельный вход и двойные двери с тамбуром.

При изоляторе должна быть камера, пригодная для дезинсекционной и противогрибковой обработки пораженных предметов. Помещение, в котором расположена камера, должно иметь принудительное вентиляционное устройство. Обработка должна производиться только специалистами, прошедшими соответствующее обучение и инструктаж по работе с применением токсичных веществ.

Обертывание зараженного предмета бумагой или полиэтиленовой пленкой не гарантирует от дальнейшего распространения насекомых-вредителей и может быть применено лишь как временное средство на короткий срок.

61.13. Заражению способствуют запыленность и захламленность помещений, скопление мух и других зимующих и мертвых насекомых, наличие остатков пищи, чучел, приготовленных без мышьяка или его заменителей, использование древесины, не очищенной от коры, без специальной обработки, соседство продуктовых складов, гнезд голубей, протекающие крыши.

61.14. Категорически запрещается использование технического войлока в зданиях и на территории музея для отепления конструкций или отопительной системы, так как это приводит к заражению музея молью и кожеедами. Цементная обмазка войлочного покрытия пробивается изнутри гусеницами моли, и поэтому служить защитой не может.

Следует сокращать до минимума применение шерстяных тканей для оформления экспозиций.

61.15. Дважды в год (весной, перед открыванием окон, и осенью, после залета насекомых на зимовку) нужно вычищать пылесосом места скопления зимующих насекомых — между рамами, за плинтусами и т.д.

61.16. Не реже одного раза в год проводится общий профилактический осмотр музея для определения зараженности насекомыми. Осмотр делают весной, перед тем как раскрыть окна.

В музеях средней полосы, с высокой влажностью, осмотр следует проводить с марта по октябрь, при нормальной влажности — с апреля по сентябрь; в южных районах — также с марта по октябрь, особенно тщательно — с мая по июль.

Ботанические и зоологические коллекции необходимо осматривать три раза в год: в апреле — мае, июле и сентябре.

Осмотр на зараженность насекомыми — вредителями начинают с окон и пола под ними, затем осматривают удаленные от света поверхности и задние стенки мебели, особенно снизу. При осмотре музейных предметов особое внимание необходимо обращать на поступления последних двух — трех лет.

61.17. Коллекции деревянных предметов, подрамники картин, доски икон, деревянные части изделий и построек, деревянную скульптуру, мебель и плетеные изделия повреждают точильщики, усачи, древогрызы, долгоносики-трухляки. Наиболее часто встречаются точильщики.

Жуки-точильщики откладывают яйца в различные неровности, отверстия и щели в деревянном предмете. Из яиц выходят личинки, которые вгрызаются в древесину. Из-за малого размера личинок их входное отверстие невооруженным глазом не видно. Личинка развивается внутри древесины несколько лет (не менее двух), не выходя на поверхность.

При появлении на изделии свежих отверстий с кучками или струйками буровой муки его немедленно отправляют в изолятор. Для проверки на зараженность точильщиками предметы надо выдерживать в изоляторе не менее одного летнего сезона.

61.18. Усачи оставляют в древесине овальные отверстия размерами 3х7 или 3х9 мм и больше, а древогрызы — мелкие, круглые, диаметром до 1 мм. Усачи представляют опасность как для экспонатов, так и для построек.

61.19. При выполнении различных работ в музее или на его территории строительные леса, стеллажи и т.п. разрешается делать только из тщательно очищенного от коры и высушенного дерева, т.к. под остатками коры могут остаться личинки усачей, рогохвостов и других древоточцев.

61.20. При подозрении на заражение фондов древоточцами следует вызвать специалиста-энтомолога для определения правильного способа дезинсекции.

Уничтожение древоточцев в экспонатах производится опытным реставратором при консультации специалиста — энтомолога.

61.21. Шерстяные и шелковые ткани, мех, кожа, волос, перо, ковры, кожаные переплеты книг, пергаменты и т.п. предметы повреждаются двумя группами насекомых — кожеедами и молью.

Гусеницы молей живут в паутинных ходах и чехликах; личинки кожеедов оставляют в местах питания волосатые линочные шкурки или (под книгами) кучки пылевидной трухи. Бабочки моли живут недолго. Однако их отсутствие еще не свидетельствует о том, что коллекция не заражена.

Мебельная моль дает 3 поколения в год (в январе — феврале, мае и августе — сентябре). Из яиц моли вылупляются гусеницы, которые способны проникать в мельчайшие щели сундуков, шкафов и т.п. предметов, тем самым увеличивая количество зараженных предметов.

Изделия, в составе которых есть шерстяные нити, волос, мех, кожа, нужно хранить отдельно от чисто хлопчатобумажных, льняных и шелковых. При изолированном хранении шелковые изделия, как правило, молью не повреждаются.

На зараженность молью в первую очередь нужно проверять загрязненные и закрытые от света места предметов: обшлага, воротники, складки.

Предметы из шерсти и меха, а также изделия из других тканей, находящиеся рядом с ними, в конце весны — начале лета необходимо просушивать на улице в теплую и сухую погоду не менее 4 часов. Во время сушки одежды тщательно чистят шкафы, где она хранится.

Для предохранения от молей тканей, одежды и других предметов при хранении применяют инсектициды и репелленты, прошедшие проверку и рекомендованные для применения в музеях специализированными институтами, например, препараты, содрежащие эфирные масла (лаванда, гвоздика, камфора, далматская ромашка, листья ореха, полынь).

Антимолевые средства необходимо периодически менять, так как моль привыкает к ним. Применение нафталина не рекомендуется.

61.22. Не допускается применение нафталина при обработке предметов с присутствием серебра (серебряных нитей, украшений и т.д.) и белого меха. В этих случаях нафталин следует заменить другими препаратами, например, «Антимоль» или «Молебой».

61.23. Ковры и шпалеры прокладывают бумагой, пропитанной смесью керосина со скипидаром (1:2). Затем вместе с этой бумагой шпалеры и ковры навертывают на вал и помещают в хлопчатобумажные плотно завязанные мешки (чехлы).

61.24. Мебельную и платяную моль можно выморозить. Для этого зараженные или подозрительные на заражение предметы нужно выдерживать на морозе при температуре минус 15 — 20 град. С в течение 10 часов или в морозильных камерах или шкафах при температуре — 18 — 32 град.С в течение 48 и более часов.

Вымораживание музейных предметов в морозильных камерах или шкафах является экологическим чистым, эффективным и доступным методом уничтожения насекомых на всех стадиях развития.

Вымораживание не уничтожает моль зимующих видов: меховую, голубиную, норовую и др.

61.25. Меховые и шерстяные изделия, энтомологические коллекции, книги, чучела и другой зоологический материал могут быть поражены, кроме молей, жуками-кожеедами, которые, как правило, скапливаются на окнах. Личинки кожеедов живут на поверхностях, защищенных от света.

61.26. Акварельная живопись и некоторые сорта бумаги могут быть повреждены сахарными чешуйницами — серебристыми бескрылыми насекомыми до 1 см длиной.

Сахарные чешуйницы выедают отдельные места верхнего слоя бумаги и выборочно акварельные краски.

Уничтожение чешуйниц осуществляется контактными инсектицидами. Обрабатываются стены и пол вокруг музейного оборудования, плинтусы и щели в полу, а также участки вокруг источников влаги. Применяются контактные яды: хлорофос, дихлофос.

61.27. В папье-маше, в книжных переплетах и других предметах с крахмальными проклейками, на засохших комочках теста и других пищевых остатках в резьбе пряничных досок, в различных коробах и плетенках (коллекции предметов крестьянского обихода), а также в гербариях в теплых помещениях развивается хлебный точильщик, в холодных и сырых — жуки-притворяшки, крошечные бурые жучки 3 — 5 мм длиной.

Хлебный точильщик интенсивно летит на свет, скапливается на окнах. В отличие от мебельного точильщика этот вредитель в чистой древесине не развивается. В средней полосе он дает до трех поколений в год.

61.28. В целях предохранения гербария от вредителей рекомендуется завертывать гербарные пачки в плотную материю (коленкор).

Гербарии, зараженные хлебным точильщиком, следует обработать в дезинфекционной камере

61.29. Заражение притворяшками обычно связано с близко расположенными продуктовыми складами.

При заражении хранилищ притворяшками весной перед открытием окон полки, на которых хранятся зараженные предметы, ближайшие окна, стены и пол под окнами, полками или шкафами обрабатываются долго действующими контактными инсектицидами. Обработку повторяют в следующий сезон.

61.30. Представляет опасность комнатная муха, оставляющая «засиды» на поверхности музейных предметов. В теплое время года ее развитие проходит в течение недели. Появление комнатных мух указывает на плохое санитарное состояние помещений или наличие остатков пищи.

Другие виды мух, залетающие осенью на зимовку, опасны как питательная среда (после их гибели) для развития кожеедов и притворяшек.

61.31. При заражении помещений тараканами и блохами следует обращаться за помощью в городскую дезинфекционную станцию.

61.32. Все инсектициды, употребляемые для уничтожения биологических вредителей, в той или иной степени опасны для человека. При работе с ними необходимо соблюдать меры личной безопасности: работать в спецодежде, резиновых перчатках (проверенных перед обработкой), нос и рот защищать от попадания капель растворов респиратором или свободной марлевой повязкой с ватной прокладкой, глаза — очками, волосы закрыть платком.

61.33. Запрещается применять в музеях и жилых помещениях растворы ДДТ (дуст) и ПХФН (пентахлорфенолят натрия)

61.34. Все обработки должны тщательно документироваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *