УФАС не соблюдает свой собственный регламент рассмотрения жалоб

— если заказчик отклонил заявку обоснованно: за нарушение требований технического задания, спецификации, формы 2, инструкции по заполнению заявки, нормативных документов (гостов, остов, ту и др., если они заявлены в документации как применяемые),

— если участник не указал страну происхождения каждого товара в перечне, либо не указал что все товары происходят из одной и той же страны.

— если участник указал товарный знак хотя бы одного товара, отличный от товарного знака, указанного в документации заказчика, при этом товар под указанным товарным знаком не является эквивалентом товара, требующегося заказчику и заказчик предъявил в протоколе рассмотрения первых частей заявок убедительные доказательства этого факта. Можно не сомневаться, что он предъявит те же аргументы и на комиссии ФАС в случае обжалования отклонения.

В некоторых случаях жалобы (на отклонение по первым и вторым частям заявок) подавать нецелесообразно, даже если обоснованность обжалования не вызывает сомнений:

— если заказчик отклонил заявку необоснованно, но одна и та же претензия предъявлена к заявкам нескольких участников. Можно не сомневаться, что ФАС, рассмотрев все заявки, обнаружит это и заставит заказчика допустить их при повторном отклонении. Аукцион при этом начнется не с НМЦК, а с наименьшего предложения последнего участника.

Пример 1: Заказчик, не понимая разницы между товаром и материалом необоснованно отклонил 10 заявок на аукцион, объектом закупки которого являлась поставка гардинно-тюлевых изделий. При этом 4 допущенных участников обеспечили снижение на 50%. При повторном рассмотрении допущены были все 10 участников, которые и «доели» оставшуюся половину НМЦК.

Снижение составило уже 75%. Жалобу подали 2 участника по одному и тому же основанию. По одной из жалоб было принято решение о повторном рассмотрении заявок и недопущении их отклонения по данному основанию. Ни один из жалобщиков победителем не стал, они просто невольно помогли победить другому участнику.

— — если заказчик отклонил заявку необоснованно, но к аукциону было допущено много участников, что привело к настолько значительному снижению, что участие в процедуре стало невыгодным. Ведь участнику, которого ФАС допустит по жалобе придется участвовать в повторном аукционе, что приведет к дальнейшему снижению цены контракта (договора).

Пример 2: Заказчик необоснованно отклонил заявку одного из 8-ми участников. Снижение на аукционе составило 68%. Участник рассчитывал в случае допуска снижаться максимум на 58%. Понимая бесперспективность борьбы, участник обжаловать отклонение не стал.

Все сказанное выше в полной мере относится к обжалованию отклонений первых частей заявок к процедурам, проводимым в соответствии с законом 223-ФЗ. Однако здесь у заказчика есть неограниченный ресурс для отклонения: любое несоответствие требованиям документации заказчика и Положения о закупке.

Пример 3

Заказчик отклонил котировочную заявку (запрос котировок проводился в соответствии с 223-ФЗ) за то, что анкета не была подписана собственноручной подписью участника и на ней не стояла печать его организации. Участник обжаловал отклонение, мотивируя его тем, что комплект документации был подписан ЭЦП, имеющей равную юридическую силу с собственноручной подписью заказчика.

Наличие в организации печати он не отрицал. ФАС признал жалобу, необоснованной, поскольку и в Положении о закупках заказчика и в котировочной документации было указано требование о подписании анкеты собственноручной подписью и проставлении печати организации (при ее наличии).

Пример 4

Заказчик отклонил конкурсную заявку (конкурс проводился в соответствии с 223-ФЗ) за то, что анкета была представлена участником не на бланке организации. Поскольку такое требование было указано и в конкурсной документации и в Положении о закупках заказчика, участник не стал обжаловать отклонение ввиду его бесперспективности.

Пример 5

Заказчик отклонил конкурсную заявку (конкурс проводился в соответствии с 223-ФЗ) за то, что в имя файла технического предложения представляло собой название организации заказчика с указанием формы собственности «ООО Ромашка.docx». Поскольку и конкурсная документация, и Положение о закупках запрещали указание названия организации в первой части конкурсной заявки, ФАС по факту обжалования пришел к выводу что заказчик прав – отклонение обоснованно.

Иногда поводом для отклонения становится на первый взгляд парадоксальное основание: превышение хоты бы одной единичной расценки в предложении участника при предложении минимальной цены договора (контракта). Казалось бы, какая разница заказчику, какие единичные расценки укажет участник?

Ведь ему главное приобрести перечень необходимых товаров по минимальной цене. На самом деле, согласно закону 223-ФЗ, критерием отбора может одно из двух: цена предложения или единичные расценки. Заказчик выбирает критерий отбора по своему усмотрению, ведь у него могут быть разве каналы финансирования закупок товаров с разными ОКПД2.

Рассмотрим теперь случаи, когда оспаривание заявки, отклоненной по первой части целесообразно (речь пойдет о процедурах, проводимых в соответствии как с законом 44-ФЗ, так и с законом 223-ФЗ).

— заказчик отклонил заявку необоснованно, хотя она соответствует всем законодательным требованиям, требованиям его документации и нормативным документам. Здесь почти стопроцентная вероятность признания отклонения необоснованным комиссией ФАС.

— заказчик отклонил заявку по тому основанию, по которому участник задал вопрос в запросе разъяснений, либо давал противоречивые ответы разным участникам на один и тот же вопрос в запросе разъяснений. Даже если участник не учел конкретного ответа на запрос разъяснений, он может подавать жалобу в ФАС.

Предлагаем ознакомиться  Эмиссия ценных бумаг | Банк России

Ведь подача запроса разъяснений – это право, а не обязанность участника. Кроме того, закон не обязывает участника читать ответы на запросы разъяснений (как свои, так и чужие), которых может быть и целый десяток. В данной ситуации ФАС может обязать заказчика провести повторное размещение процедуры.

— заказчик по запросу разъяснений изменил документацию, но устранил не все свои технические ошибки (по невнимательности или умышленно). Это тоже отличный повод для написания жалобы в ФАС. Пусть даже участника заказчик отклонил по другому основанию, но комиссия ФАС может заставить заказчика привести в порядок документацию и провести повторное размещение процедуры, что только и нужно жалобщику.

— заказчик отклонил заявку из-за несоответствия предложения нормативному документу, на который он не ссылался в документации. В этом случае, ФАС скорее всего будет на стороне участника, ведь тот не обязан использовать нормативные документы РФ, если об этом не заявил заказчик, а может поставить товар, изготовленный по индивидуальному заказу, либо поставить зарубежный товар, если это не запрещает документация заказчика, а тогда он будет соответствовать нормативным документам, но не российским, а страны-производителя.

— заказчик опубликовал документацию в небрежном виде, со многими числовыми (и грамматическими ошибками). Если это затрудняет подготовку формы 2 участник участнику целесообразно не тратить время на запросы разъяснений, а пожаловаться на документацию до истечения срока подачи заявок.

Он может параллельно подать заявку и в случае её допуска отозвать жалобу до даты ее рассмотрения. Правда, у ФАС есть право произвести внеплановую проверку процедуры даже в случае отзыва жалобы. Тут уж он будет поступать по своему внутреннему убеждению.

В заключение, автору хотелось ба дать ряд рекомендаций по обжалованию отклонений заявок в целом, ведь от его результата будет зависеть в значительной степени судьба участия в процедуре. А едва ли не 95% отклонений заявок приходится именно на их первые части.

— в жалобе необходимо указать все необходимые реквизиты заказчика и реквизиты своей организации (адреса, телефоны, ФИО ответственного со стороны заказчика, полное названия организаций (своей и заказчика)), дату выхода извещения об обжалуемой закупке, а также номер процедуры в ЕАИС, идентификационный номер своей заявки. Для верности можно еще подтвердить его, приложив уведомление о принятии заявки с ЭТП.

— жалобу необходимо четко обосновать, избегая многословия, чтобы убедить комиссию ФАС в том, что заказчик нарушил закон.

— В конце текста жалобы не забудьте четко сформулировать просьбу – это как правило:

— отмена протокола рассмотрения заявок, протокола проведения аукциона, повторное рассмотрение заявок участников,

— либо отмена процедуры, внесение изменений в документацию и повторное размещение извещения о закупке.

В обоих случаях при положительном решении комиссии ФАС вы сможете продолжить борьбу за победу в обжалуемой процедуре, правда, учтите, что в последнем случае заказчик, выполнив предписание ФАС, может отменить процедуру. Тут уж ничего не поделаешь.

— если участник не представил в составе первой части заявки рекомендованную форму 2 (в любой форме), например, забыл загрузить на этп или разместил в составе второй части заявки, либо представил форму 2 от другого тендера, либо не заполнил в форме 2 хоть один пункт.

— если участник заархивировал форму 2, а архив повредился при отправке, либо участник заархивировал и запаролировал (или просто запаролировал) по ошибке форму 2. Взламывать пароль заказчик, разумеется, не станет.

— если часть информации, представленной участником в рекомендованной форме 2, не читается, например, съехал вниз последний пункт таблицы.

До поступления жалобы в фас (ее территориальное подразделение)

Заявитель направляет жалобу в антимонопольный орган согласно гл.6 ФЗ №44[1], Приказу ФАС России № 72714 от 19.11.2021 года. Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в течение 5 рабочих дней с момента их регистрации (в случае надлежащего оформления жалобы)[2].

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов[3].

Как подать жалобу

Передать документы можно разными способами:

  • принести лично в контрольные органы;
  • передать письмо с курьером или направить почтой;
  • отправить письмо на адрес электронной почты службы, подписав его квалифицированной электронной подписью (КЭП).

Алгоритм электронной подачи следующий:

  1. Определите орган ФАС, в который будете подавать жалобу. Центральный ФАС или территориальный орган по месту нахождения заказчика.
  2. Составьте жалобу, соберите подтверждающие документы.
  3. Подпишите электронный документ сертификатом КЭП заявителя или доверенного лица.
  4. Напишите сопроводительное письмо и отправьте жалобу и документы на адрес ФАС. Электронную почту службы можно узнать на официальном сайте.
  5. Сделайте контрольный звонок в отделение и узнайте входящий номер вашей жалобы.

Куда жаловаться

  • В федеральный орган ФАС — на ЭТП.
  • В территориальные органы (УФАС) — на заказчика.

Если вы направите жалобу по ошибке не в тот орган УФАС, то ее передадут в нужное отделение в течение рабочего дня.

Особенности обжаловании отклонений заявок по первой части в фас (44-фз и 223-фз)

При отклонении заявки на тендерную процедуру, проводимую в соответствии как с законом 44-ФЗ, так и c законом 223-ФЗ) участник может смириться, а может использовать предусмотренную законодательством РФ возможность его обжалования. Тем более, что обжалование отклонений пока бесплатное, вне зависимости от обоснованности или необоснованности жалоб. Рассмотрим оба варианта действий участника подробнее.

Предлагаем ознакомиться  Отличие справки об оценке от отчета об оценке, Липецк | вопрос №15007609 от 13.07.2021 |

Рассмотрим сначала случаи, когда отклонение заявки по первой части оспаривать бесполезно.

Отложение и приостановление рассмотрения дела

Комиссия ФАС вправе отложить рассмотрение дела:

  • по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на заседание комиссии по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами (например, в связи с необходимостью участия представителя стороны в другом заседании);
  •  в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств (к примеру, получение документа занимает определенное количество времени);
  •  для привлечения к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, других лиц, участие которых в деле, по мнению комиссии, необходимо (к примеру, привлечение к участию в деле субподрядчика, выполнявшего работы по договору с подрядчиком);
  •  в иных предусмотренных настоящей главой случаях (например, при технических неполадках при рассмотрении дела посредством видеосвязи у одной из сторон).

Комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

  • если в ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело;
  •  если в качестве ответчика по делу привлекается лицо, ранее участвовавшее в деле в ином статусе (лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах дела, заявитель);
  •  принятия заключения об обстоятельствах дела.

Комиссия может приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае и на срок:

  • рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства;
  • проведения экспертизы.

После поступления жалобы в фас (ее территориальное подразделение)

После подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение 2 рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в ЕИС информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет:

  • участнику закупки, подавшему жалобу;
  • заказчику;
  •  оператору электронной площадки;
  • оператору специализированной электронной площадки;
  •  в уполномоченный орган;
  •  уполномоченное учреждение;
  •  специализированную организацию;
  •  комиссию по осуществлению закупки.

Действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы. В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация не размещается в ЕИС.

Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. 

Контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки указанные информацию и документы.

Вышеназванные лица  обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке[7].

Причины для отклонения жалобы

Жалобу не рассмотрят и вернут заявителю, если:

  • нарушен порядок подачи жалобы и требования 44-ФЗ;
  • заявитель не подтвердил полномочия документами или не подписал жалобу;
  • нарушены сроки подачи;
  • ФАС или суд уже приняли решение по аналогичной жалобе, если другой участник подал ее раньше вас;
  • заявитель состоит в РНП.

Заявитель может устранить замечания и подать жалобу заново, если срок для подачи еще не вышел, или обжаловать отклонение в суде.

Сроки подачи жалобы по 44-фз

Участник может направить жалобу в установленные сроки и до подписания контракта. Когда сроки истекут, обжаловать действия можно будет только в суде.

Предмет жалобы Кто может подать жалобу Сроки обжалования
Документация закупки. Любая компания, физлицо. До конца приема заявок.
Решение комиссии заказчика, которое указано в протоколе. Участник, который подавал заявку на участие. В течение пяти дней с момента публикации в ЕИС протокола.

Действия заказчика:

  • при рассмотрении заявок в запросах котировки и предложений;
  • при рассмотрении вторых частей заявок конкурса, аукциона;
  • при заключении контракта.
Участник, который подавал заявку. До заключения контракта.
Процедура аккредитации на площадке. Пользователь, который проходит аккредитацию. В течение 30 дней с момента обжалуемых действий.
Нарушения проведения торгов. Участник электронной процедуры. В течение пяти дней с даты проведения торгов на площадке.

Фас и ее территориальные органы

В случае подачи участником закупки в ФАС России жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ФАС России передает такую жалобу в соответствующий территориальный орган по подведомственности для рассмотрения по существу[5].

В случае подачи участником закупки в территориальный орган жалобы, подлежащей рассмотрению в ФАС России или в другом территориальном органе, такая жалоба передается для рассмотрения по существу соответственно в ФАС России или соответствующий территориальный орган.

ФАС России вправе рассматривать любую жалобу, поданную в территориальный орган. Для этого в территориальный орган, в который поступила такая жалоба, ФАС России направляет соответствующее уведомление, после получения которого территориальный орган немедленно направляет копию жалобы в ФАС России по факсу и (или) по электронной почте.

Предлагаем ознакомиться  Скачать документ 'Типовая инструкция по охране труда при работе на оборудовании бесшвейного скрепления книжных блоков ТИ РО 29-001-047-02' 2021 в формате Doc и Pdf: 39,3 кб

В случае, если ФАС России принята к рассмотрению жалоба, подлежащая рассмотрению в территориальном органе, ФАС России в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы информирует о принятом решении соответствующий территориальный орган[6].

Форма жалобы:

Подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ

Подписывается квалифицированной электронной цифровой подписью.

Жалоба гражданина, не являющегося участником торгов, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок направляется и рассматривается в соответствии с ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в течение 30 дней.

Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

1) жалоба не соответствует требованиям, установленным ст.105 ФЗ №44;

*пример: жалоба заявителя содержит указание на несколько закупок, что противоречит п. 3 ч. 8 ст. 105 ФЗ №44, поскольку необходимо делать ссылку на одну процедуру, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке (см.

2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

*пример: жалоба участника закупки подписана учредителем общества (без оформления соответствующего правоустанавливающего документа), который не вправе без доверенности действовать от имени организации, поскольку право совершать действия от имени общества без доверенности, в том числе представлять его интересы и совершать сделки, есть у единоличного исполнительного органа общества – генерального директора (ст.

40 Закона от 08.02.1998г. №14-ФЗ). Учредитель законным представителем общества признается только при наличии доверенности, несмотря на то, что организация была создана при его участии (см. Решение УФАС по Ярославской области №7981/05-02 от 04.08.2020)).

По итогам рассмотрения дела органами фас жалоба может быть признана:

— обоснованной/частично обоснованной (комиссия ФАС полностью/частично соглашается с доводами инициатора жалобы; при необходимости выносит предписание об устранении допущенных нарушений с указанием о неправомерности действия/бездействия организатора торгов с ссылкой на нормы права (к примеру, внести заказчику изменения в документацию, отменить полностью закупочную процедуру и провести ее заново и др.);

-необоснованной (процесс проведения закупки продолжается без изменений, требования заявителя остаются без удовлетворения)

Решение изготавливается в полном объеме в течение 3 рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок. Согласно ст.

106 ФЗ №44решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия[9].

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что антимонопольный орган предпринимает все необходимые действия при поступлении жалобы, для того чтобы все участники дела были своевременно оповещены о ходе рассмотрения обращения.

 

[1] глава 6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

[2] сроки подачи жалобы см. в ст.105 ФЗ №44

[3] см. ст.105 ФЗ №44

[4] необходимость электронной подписи на жалобах, направляемых в ФАС в электронном виде, подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 28.10.2021 № 306-ЭС19-18792 по делу № А65-39067/2021

[5] при этом ФАС России вправе рассмотреть любую жалобу, подлежащую рассмотрению территориальным органом.

[6] см. Приказ ФАС России № 72714 от 19.11.2021 года

[7] представление информации и документов не требуется в случае их размещения в соответствии с ФЗ №44 на официальном сайте (см. ст. 106 ФЗ №44)

[8]См. Письмо ФАС России от 23.10.2021 N ИА/85436/18 По вопросам приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу

[9]Обжалование решения ФАС осуществляется согласно гл. 24 АПК РФ

Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок
присоединяйтесь к нам в соц. сетях

FacebookVKYoutube

Приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу

Согласно ст. 106 ФЗ №44 контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным.

 При принятии решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.

В случае, если вследствие приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен в предусмотренные документацией о закупке сроки, в решении о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается возможность продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств по контракту с указанием новых сроков исполнения этих обязательств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *