Ст. 39.34 ЗК РФ с Комментарием 2021: последние изменения и поправки, судебная практика

статья 39.34. порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности | гарант

Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

1) в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;

2) в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции;

3) в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии;

2. Действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.

3. В течение десяти дней со дня выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, уполномоченный орган направляет копию этого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора.

Статья 39.34. порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности

СТ 39.34 ЗК РФ

1. Разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

1) в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;

2) в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции;

3) в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии;

4) в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам без ограничения срока;

5) в целях возведения некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), на срок действия договора пользования рыбоводным участком.

2. Действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.

3. В течение десяти дней со дня выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, уполномоченный орган направляет копию этого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора.

Для различных случаев соответствующий срок или прямо устанавливается в законе (в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более 1 года), или поставлен в зависимость от срока осуществления деятельности, для которой выдается соответствующее разрешение на использование земель или земельного участка (для строительства временных или вспомогательных сооружений на срок строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, а для геологического изучения недр — на срок действия соответствующей лицензии).

Для осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности срок не устанавливается. Это объясняется тем, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» традиционный образ жизни малочисленных народов — это исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований.

При этом согласно ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» <1> традиционное природопользование коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока является исторически сложившимся и неистощительным, что предполагает его бессрочный характер. Как правило, к традиционному природопользованию коренных малочисленных народов Севера относятся такие виды деятельности, как оленеводство, морзверобойный и охотничий промыслы, рыболовство, собирательство дикоросов <2>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.

Предлагаем ознакомиться  Оформление договора аренды земельного участка с администрацией - ТСЖ

<2> См.: Агитаев Е.А. Проблемы занятости населения: этнический аспект // Северные народы России на пути в новое тысячелетие. М., 2000. С. 129.

Л.В. Андриченко обращает внимание, что в названии ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и его тексте используется формулировка именно «территорий традиционного природопользования», а не «земель традиционного природопользования» коренных народов. Этот же автор отмечает, что при разработке указанного Закона имел место спор, касающийся предмета регулирования данного акта, и принятие за основу той или иной указанной формулировки было принципиально важно.

По его мнению, дело в том, что замена формулировки «территории» на «земли» традиционного природопользования, по сути, разрушает всю концепцию самого традиционного природопользования, которое по определению является комплексным и использует все виды земель, в которые входят и земли сельскохозяйственных угодий, и земли лесного фонда, водного фонда, резервного фонда, земли поселений и весь комплекс возобновляемых природных ресурсов на основе принципов долговременности и экстенсивности использования <1>.
———————————
<1> См.: Андриченко Л.В. Правовой статус национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации (Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации). М.: Городец, 2005.

Вместе с тем представляется, что ЗК РФ, употребляя понятие «земли» исходит из предмета регулирования земельного законодательства, определенного в ст. 3, не затрагивая при этом сути традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и не отрицая использования соответствующих территорий в целом.

Степень юридической защиты права на использование земельного участка на основании разрешения является значительно более низкой по сравнению с вещными правами, а также арендой и правом безвозмездного пользования, поскольку согласно п. 2 комментируемой статьи действие разрешения на использование земель или земельного участка прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.

Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 1244 (СЗ РФ. 2021. N 49. Ст. 6951).

§

СТ 39.35 ЗК РФ

В случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны:

1) привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием;

2) выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.

Использование земельного участка на основании разрешения не освобождает лиц, которым выдано такое разрешение, от обязанности соблюдать требования земельного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды. В частности, на этих лиц возлагаются обязанности по приведению земель или земельных участков в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием, а также по выполнению необходимых работ по рекультивации таких земель или земельных участков.

Помимо возложения этих обязанностей на лиц, использующих земли или земельные участки на основании разрешений, выдаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, при порче или уничтожении плодородного слоя почвы данные лица также могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Так, согласно ч. 2 ст. 8.6 КоАП уничтожение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 тысяч до 40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 40 тысяч до 80 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, проводимых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 2 тысяч до 3 тысяч рублей; на юридических лиц — от 40 тысяч до 50 тысяч рублей.

Предлагаем ознакомиться  Диссертация на тему «Развитие положений о наследовании по завещанию в законодательстве Российской Федерации», скачать бесплатно автореферат по специальности ВАК РФ 12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Согласно п. 6 ст. 13 ЗК РФ порядок проведения рекультивации земель устанавливаются Правительством Российской Федерации <1>.
———————————
<1> До принятия Правительством РФ порядка установления требования к рекультивации земель и земельных участков действуют в части, не противоречащей ЗК РФ (Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» // РГ. 1994. 5 марта. N 44; Приказ Минприроды России N 525, Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» .

§

СТ 39.36 ЗК РФ. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации

1. Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

2. Установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе».

3. Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

4. В случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).

Размещение нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута, но и без выдачи разрешения, предусмотренного подп. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ.

Данный подход обусловлен тем, что размещение нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <1> размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
———————————
<1> СЗ РФ. 2021. N 1. Ст. 2.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно ч. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2021 г. N 225-О, данная норма направлена на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, сохранение возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, недопущение сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2021 г. N 772.

Предлагаем ознакомиться  Как объявить себя банкротом физлицу самостоятельно в 2021? — СППБ

Следует обратить внимание, что до 1 марта 2021 г. данная схема могла являться основанием именно для предоставления земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта и соответствующие правоотношения формировались именно в поле земельного законодательства <1>.
———————————
<1> См., например, Определение Верховного Суда РФ от 18 марта 2021 г. N 303-КГ16-812.

Согласно ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» <1> заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством РФ.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232; 2007. N 30. Ст. 3807; 2021. N 19. Ст. 2325.

Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной либо муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, после утверждения схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Таким образом, утвержденная схема размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо заключенный договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на таком земельном участке являются достаточным основанием для использования земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта или рекламной конструкции.

В судебной практике встречаются случаи, когда собственники нестационарных торговых объектов, не являющихся недвижимым имуществом, имеют намерение на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, в том числе указывая на то, что такие объекты являются недвижимостью <1>.
———————————
<1> См., напр.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2021 г. N 12576/11 .

Важной новеллой является наделение Правительства РФ полномочиями по установлению перечня объектов, которые также можно размещать на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления и установления сервитута. Перечень таких объектов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2021 г. N 1300.

В указанный перечень включены объекты совершенно различного назначения (от инженерных коммуникаций до элементов благоустройства и лодочных станций). Учитывая, что спустя незначительный период после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2021 г. N 1300, перечень таких объектов был существенно расширен (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. N 385), имеются основания полагать, что, принимая во внимание упрощенный порядок размещения таких объектов, в дальнейшем также будет наблюдаться тенденция к увеличению числа случаев, когда для использования государственной земли не потребуется образование и предоставление земельного участка и установление сервитута.

Порядок и условия размещения объектов, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2021 г. N 1300 определяются субъектами Российской Федерации <1>.
———————————
<1> См., например: Постановление Правительства Московской области от 8 апреля 2021 г. N 229/13 «Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»; Постановление Правительства Ленинградской области от 3 августа 2021 г. N 301 «Об утверждении Порядка и условий размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ленинградской области».

Здесь же отметим, что возможность осуществления государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества, поименованных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2021 г. N 1300, предусматривается только с 1 января 2021 г. (ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13 июля 2021 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), поскольку действовавший ранее Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. ст. 25, 25.3) устанавливал необходимость предоставления правоустанавливающего документа на земельный участок для целей регистрации прав на объекты недвижимости, что исключало возможность государственной регистрации прав на объекты, созданные без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *